РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ:
ИВАНОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА ( с 01.04.2022)
Музейная педагогика
Музейная педагогика -это многоуровневая музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!", которая разработана авторским коллективом Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Программа включает в себя несколько разделов. Для дошкольников - "Мы входим в мир прекрасного". Основной целью этой Программы является приобщение детей к изобразительному искусству во всем его разнообразии.
Задачами программы являются:
- развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного);
- знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства;
- формирование основ музейной культуры, ценностного отношения к музею в целом развитие творческих способностей детей.
Материал раздела «Мы входим в мир прекрасного» построен на основе специально разработанных методик по приобщению детей к природе, изобразительному искусству, архитектуре города.
Встречи с искусством по программе «Здравствуй музей» проходят в специально созданном кабинете музейной педагогике и дополняются выездами детей с родителями на экскурсии выходного дня в музеи , парки города и пригорода.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею – вопрос не риторический. Отечественные художественные музеи в последнее десятилетие всё активнее входят в дошкольное образование альтернативными музейно – педагогическими программами. Пионером в разработке программы, которая стала частью научно – обоснованной системы взаимодействия «музей – детский сад – школа», стал Русский музей. Его сотрудники создали многоуровневую музейно – педагогическую программу «Здравствуй, музей!».
Основной целью этой программы является приобщение детей к изобразительному искусству. Программа состоит из шести разделов. Раздел 1 – «В мир прекрасного» - ступень дошкольного образования.
Понятно, что в дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является развитие способности восприятия произведения искусства. Способность к восприятию произведений искусства на первом, дошкольном, этапе решается с помощью следующих педагогических задач:
- Формирование визуальной грамотности.
- Введение в основы языка изобразительного искусства.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Воспитание зрительской культуры во время посещения музеев.
Важным для нашего детского сада является и то, что первым по значимости в программе «Здравствуй, музей!» стоит задача развития визуальной грамотности, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного. Это полностью совпадает с коррекционными задачами детского сада для детей с нарушением зрения, так как учителя-дефектологи (тифлопедагоги) формируют зрительные представления о сенсорных эталонах, предметные и временные представления, развивают восприятие сюжетного изображения и зрительные функции (остроту зрения, глазодвигательную функцию, цветоразличение, глазомер), монокулярный и бинокулярный характер зрения.
Программа рассчитана на четыре года обучения (с младшей до подготовительной к школе группы). Встречи проводятся как в кабинете музейной педагогики, так и на экспозиции музеев (на экскурсиях выходного дня с родителями). Интерес к изобразительному искусству формируется на этих встречах не только с помощью бесед и диалогов с педагогом, но и с помощью многочисленных игр, игр – упражнений и изобразительной практики детей.